Семейный психолог, психолог-консультант. Работаю онлайн с индивидуальными клиентами и с семьями.

Ближайшие даты для записи:

ПЯТНИЦА (01.11) - 12.00, 13.30, 19.30

ПОНЕДЕЛЬНИК (04.11) - 18.00, 19.30, 21.00

ВТОРНИК (05.11) - 14.00, 20.30

ЧЕТВЕРГ (07.11) - 19.30, 21.00

С чем я работаю

 

Стресс и выгорание

- Самопомощь при стрессовых ситуациях

- Преодоление профессионального и родительского "выгорания"

- Работа с тревогой и депрессией

Семейные отношения

- Разрешение конфликтов между супругами

- Преодоление сложностей в детско-родительских отношениях

- Налаживание контакта с пожилыми родственниками

Усыновление и опека

- Подготовка к принятию ребёнка в семью

- Прохождение адаптации

- Разрешение конфликтов с родственниками и детьми

 

Блог

Когда заканчивается привязанность

 

Детско-родительские отношения - интересная штука! Когда дети маленькие - это отношения привязанности. Когда дети вырастают - это... А вот никто не знает, что это. Привязанность в биологическом смысле людям с паспортом и уголовной ответственностью уже не актуальна, нужно что-то другое. И детям, и родителям. Но что же?

 

Например, взаимный интерес. Дружба. Уважение. Любовь. Короче, всякое "сложное". Причём, это сложное может сложиться, а может и не сложиться. А самый неприятный сюрприз в том, что хорошие или хотя бы приемлемые отношения между родителями и подросшими детьми - это двусторонняя работа, и вкладывать приходится обеим сторонам.

Конечно, было бы здорово, чтобы вообще все семьи проходили стадию сепарации на пятёрку с плюсом: семья замечала бы самостоятельность и личные права ребёнка, а ребёнок видел в родителях не функцию, а живых людей. Но все мы знаем, что так бывает далеко не всегда.  Про серединку с названием "норма" я тут писать не буду, напишу про две крайности.

 

Крайность первая. Семья выдавливает ещё не оперившегося ребёнка, аппелируя к его календарному возрасту. Мол, ты большой, а мы уже считаем дни, когда ты свалишь из дому. А психологически ребёнок может быть совсем незрелым, неготовым к выходу в большую жизнь. И тогда у него есть два экстремальных варианта: 
- послать семью к чёртвовой бабушке и рвануть в какие-нибудь созависимые отношения, чтоб добрать там этой самой зависимости;
- заболеть или даже совершить что-нибудь запредельное, чтобы семья тормознула и обратила свои взоры на его проблемы.

 

У родителей в этот момент могут возникнуть удивительные требования: мы в ребёнка вкладывались, пусть теперь отрабатывает. Мы его из семьи изгоним, но пусть он деньги шлёт, например, или от доли в наследстве откажется.

 

Крайность вторая. Семья категорически отрицает взросление. Работать - только после института. Переехать из дома только после официального брака. В девять быть дома. Мальчики зло, девочки - ещё большее зло. А сексуальную жизнь придумали враги отечества. И тогда, не удивляйтесь, что ребёнок вынужден активизировать ровно те же разрушительные сценарии:
- уйти из семьи через скандал с разрывом сердца;
- культивировать собственную инфантильность через болезни, "ничегонеделание" и откат в детство.

 

Удивительные требования родителей в этом случае тоже весьма парадоксальны: пусть он маму слушает и никуда не ходит, но на проездной и кроссовки зарабатывает сам.

 

Нет, товарищи. Так не работает. Либо постепенное делегирование взрослых обязанностей и равное по объёму признание прав. Либо скандал. Либо восседающее на родительской шее нездоровое чадушко.

 

Но есть и хорошие новости. Человеческие отношения на то и отношения, а не монолит, что могут быть перестроены почти в любом возрасте и почти в любой ситуации. Именно поэтому семейные психологи зовут в работу не конкретно Машу или Машину маму, а всю семью целиком. Так гораздо эффективнее получается пройти по пути неизбежных изменений в жизни семьи.